Как проверить, готов ли ваш ребенок к школе? Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
Физическая готовность
Обучение в школе предполагает достаточно большие нагрузки. Обходя всех специалистов поликлиники и заполняя специальную карту, вы легко можете сориентироваться в данном вопросе и получить консультации специалистов. Если у ребёнка серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения, не оказывайтесь от них.
Готовность интеллектуальная
Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение обобщать, сравнивать, классифицировать и т.п.). Перечисленные умения могут выражаться и в умении читать и писать, но не только в них. Многие специалисты считают, читающий и умеющий писать ребёнок, вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее умение грамотно пересказать текст, умение рассуждать и мыслить логически. Эти навыки вы сможете оценить и сами, не прибегая к посторонней помощи.
Социальная готовность ребёнка к обучению
Выражается это в потребности общения с другими, настрое ребёнка на работу и сотрудничестве с детьми и учителем. Ребёнок приходит в школу, и ему необходимо устанавливать взаимоотношения с другими детьми, необходимы умения войти в детское сообщество, действовать совместно с другими, уступать и защищаться.
Готовность к школе предполагает наличие мотивационной готовности. С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (учебник, портфель, тетради), а возможностью получать новые знания. Здесь в более выгодном положении оказываются младшие дети в семье, которые, наблюдая за учебной деятельностью старших, стремятся приобщиться к школьной жизни. Им нравятся учебные принадлежности и уважительное отношение окружающих к рабочему месту и школьным обязанностям учеников.
Без паники!
Родители в панике начинают заниматься с ребёнком по нескольку часов (или нанимают дорогостоящих репетиторов по пестрящим везде объявлениям типа: «Подготовим вашего ребёнка к школе»), а в результате получается, что такая штурмовщина и знаний дает немного (ребёнок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере, не может её удержать и закрепить получаемые навыки), и психологически для ребёнка нагрузка неимоверная. Он и переутомится, и к школе получит стойкое отвращение (если представит себе, что вот так же его будут мучить все 11 школьных лет, - да он вообще в эту школу откажется идти!).
Нет повода для беспокойства
В принципе то интеллектуальное развитие, которое получает ребёнок с рождения, как в семье, так и в детском садике те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе достаточны. Любой ребёнок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы, читает по слогам, может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением…
Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинают им задавать ребёнок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни – подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.
«Аппетит» приходит во время игры
Скажем, если вы периодически берете ребёнка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то, сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему 10 рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить? Вот написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки. Таким образом, ребёнок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть подготовки к школе, чтобы ребёнок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать.